Одной из задач по ФГОС является укрепление и сохранение психологического здоровья детей.Эта тема является наиболее актуальной для психологического просвещения родителей.
Общесадичное родительское собрание «Сохранение и укрепление психического здоровья детей»
Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на общем родительском собрании дошкольного учреждения, потому что понимаем: без союза с семьями воспитанников, без вашей поддержки и помощи воспитание и развитие детей, сохранение и укрепление психологического здоровья, создание для них уютной и радостной обстановки невозможно.
Сегодня мы говорим с вами о здоровье детей. Понятие психологическое здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия.
Давайте представим идеального ребёнка, психологически здорового.
Психолог предлагает родителям на листочках написать те качества, которыми обладает психологически здоровый ребёнок. (5 минут.)
Затем вместе с родителями психолог составляет портрет идеального ребёнка, психологически здорового. На магнитно-маркерной доске записывает предлагаемые родителями качества, которыми обладает идеальный ребёнок. Например:
Умный
Весёлый
Счастливый
Жизнерадостный
Послушный
Здоровый
Уравновешенный
Любознательный
Общительный
Подвижный
Открытый
Добрый
Идеальных детей, конечно, не бывает, в большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от этого эталона, и это нормально. Чтобы избежать нарушения психологического здоровья ребёнка родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своих детей и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной деятельности ребенка.
Причины могут быть разные, например, неумение ребёнка выразить чувство или справиться с длительными периодами негативного эмоционального состояния, чрезмерные запреты и контроль со стороны родителей, травмы, тяжелая болезнь, утрата близкого человека, жестокость или безразличие к ребёнку в семье и др.
А теперь я хочу вам рассказать небольшую историю о мальчике, которого звали Серёжей. Однажды Серёжа проснулся в прекрасном настроении. Но тут мама прикрикнула на него, что он как копуша не может долго одеться. Когда Серёжа пришёл в детский сад, то мальчики не взяли его с собой строить мост, назвав неумехой. Катя сказала, что он ябеда, потому, что рассказал об этом воспитательнице. Лучший друг назвал Серёжу жадиной, потому, что тот не дал ему поиграть со своей новой машинкой.
Когда же воспитательница объяснила детям, что они несправедливы по отношению к мальчику, дети, конечно, извинились и попытались загладить свою вину. Однако морщинки в душе Серёжи так и не разгладились.
Помните, каждое неосторожное слово или намёк оставляют в душе и на лице человека пусть не заметные, но неизгладимые морщинки.
(Для этого психологического приёма необходим круг из бумаги среднего размера, на котором нарисовано лицо. В ходе рассказа, когда мальчика обижают, я постепенно мну бумагу, а когда говорю о том, что дети попытались загладить вину – распрямляю лист и демонстрирую неизгладимые морщины.)
В результате происходят нарушения в компонентах психологического здоровья:
- психическое здоровье (познавательные, эмоционально-волевые процессы);
- социальное здоровье (коммуникация, саморегуляция поведения);
- физическое здоровье (соматические заболевания).
При этом может наблюдаться:
- выраженное повышение тревожности
- защитная агрессивность
- истеричность
- повышенная двигательная активность
- склонность к нарушениям дисциплины
- наличие выраженных страхов
- замкнутость
- повышенная утомляемость
- снижение работоспособности.
Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста:
Правила взаимоотношения с детьми:
• Уважайте детей! Защищайте их любовью и правдой.
• Замечайте и отмечайте малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
• Не приписывайте успех себе, а вину ребёнку.
• Ошиблись – извинитесь.
• Детей нельзя обманывать - дети очень чувствительны к фальши.
• Будьте великодушными, умейте прощать. Не кричите, не оскорбляйте ребенка, ни при каких обстоятельствах.
• Хвалите в присутствии других, а прощайте наедине.
• Оценивайте поступок, а не личность.
• Не ищите в лице другого родителя средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
• Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
• Чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имя ребёнка.
• Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
• Цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного.
• Стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления.
• Следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты.
• Поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать.
• Занимаясь с детьми, создавайте ситуацию успеха.
• Поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением детьми и вами принятых правил.
• Вселяйте в ребёнка веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества.
• Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка.
• Чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения).
• Похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия.
• Помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
• Находите с ребенком личный контакт.
• Создавайте положительные традиции жизни вашей семьи.
Психолог предлагает родителям выполнить упражнения на снижение психоэмоционального напряжения, которые они могут дома выполнять вместе с детьми.
«Брыкание»
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Он начинает медленно брыкаться, касаясь пола всей ногой. Малыш поочередно брыкается левой и правой ногой, высоко поднимая их. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. При каждом ударе ребенок громко произносит: «Нет!», увеличивая интенсивность ударов.
«Солдат и тряпичная кукла»
Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как стоять на посту, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово «солдат». После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду – «тряпичная кукла». Выполняя ее, надо максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите детям представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.
«Насос и мяч»
Встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как не надутая оболочка мяча). Взрослый начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса «мяч» становится все более накаченным. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались, и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, «мяч» сдуется настолько, что даже упадет на пол. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.
Несколько коротких правил
— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других, не сравнивайте его с другими детьми.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
—Ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день.
Эти слова ласкают душу ребенка
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!..
- Я помогу тебе...
- Я радуюсь твоим успехам!
- Что бы ни случилось, твой дом - твоя крепость.
- Расскажи мне, что с тобой...
Что же является самым главным для ребёнка? Думаю, что, во-первых, ребёнок должен знать, что родители его любят. Любовь рождает доверие друг к другу. Доверие является основой понимания и поддержки, а так же укрепления и сохранения психического здоровья ребенка.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
- Скажите, можно одной ладошкой сделать звонкий хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Воспитатель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) воспитатель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании детей.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример, вас, родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.
|